Максимова Е.А. (Москва)

Комплекс экспериментальных методик изучения

смысложизненных ориентации педагога

В изучении смысла жизни существует два направления: философское и конкретно психологическое, которое изучает смысл жизни как психологический феномен. В своем диссертационном исследовании «Смысл жизни как фактор педагогического творчества» мы выявили взаимозависимость уровня педагогического творчества и смысложизненных ориентации педагога. С течением лет выработался ряд экспериментальных методик, оптимально подходящих для исследований такого рода.

Для выявления групп учителей с различным уровнем проявления педагогического творчества применялись: метод наблюдения, методика оценки работы учителя (МОРУ), обработанная JI.M. Митиной, методика «Неоконченные предложения» Т.Е. Ковиной, А.К. Колеченко, И.Н. Агафоновой, тест К.Н. Томаса на выявление типичных форм поведения в конфликтных ситуациях, адаптированный опросник Г. Де-виса на креативность, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

На этапе, направленном на определение смысложизненных ориентации учителей, мы использовали специально разработанный диагностический блок, включающий в себя: метод наблюдения, беседы, комплексный метод сочинений и бесед, тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева (1992), методику «Индекс жизненной удовлетворенности» в обработке Н.В. Паниной (1993), тест-интервью «Психологические часы» Е.И. Голо-вахи и А.А. Кроника (1984), методику «Ценностные ориентации» М. Ро-кича (1998), графический тест «Пространство моей жизни» (Максимова, 2001), разработанный нами, и метод монографического изучения с применением психологического наблюдения.

Особым видом работы является комплексный метод сочинений и бесед. Темы сочинений: «Мое представление о смысле жизни», «Смысл жизни и судьба», «Мой смысл жизни», «Смысл жизни и профессия», «Смысл жизни педагога», «Смысл жизни и творчество педагога», «Письмо само-

201

му себе через 20 лет». Каждое сочинение анализируется, затем проводится беседа с автором, где отмечаются достоинства сочинения. Тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева

Данный тест — адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В.Франкла.

Тест имеет ряд субшкал: цели в жизни (придает жизни осмысленность); процесс жизни (показывает, воспринимается ли жизнь интересной, эмоционально насыщенной)1; результативность жизни (показывает удовлетворенность самореализацией); локус контроля-Я. (Я — хозяин жизни, представление о себе как о сильной личности); локус контроля-жизнь (управляемость жизни, то есть то, в какой мере человек может управлять своей жизнью).

Цель теста заключается в эмпирической валидизации ряда представлений об экзистенциальном вакууме (фрустрации), который является причиной неогенных неврозов. Методика состоит из трех этапов: А, В и С.

Этап А. На листе бумаги перед испытуемым две колонки утверждений (по 20 пунктов), между которыми расположены цифры в следующем порядке: 3 2 10 12 3. Испытуемый подчеркивает или обводит нужную цифру в зависимости от степени согласия с тем или иным утверждением. Восходящая последовательность градаций от 1 до 7 чередуется в случайном порядке с нисходящей. По каждому пункту под-считывается сумма: 7 — наличие смысла жизни, 1 — отсутствие. Испытуемый должен ответить быстро, не раздумывая. Этот этап удобен тем, что не занимает много времени, но дает достаточно значимые результаты по смысложизненным ориентациям.

Этап В состоит из 13 неоконченных предложений, затрагивающих тему смысла жизни. На этапе С испытуемый кратко излагает свои устремления и цели жизни и то, насколько успешно они реализуются. Проводить испытуемых через этапы В и С необязательно, но они полезны при индивидуальной работе в клинике.

Испытуемых педагогов мы проводим через этап А; в то же время этап С полностью реализуется в индивидуальных беседах.

Методика «Индекс жизненной удовлетворенности» разработана группой американских ученых, занимающихся социально-психологическими проблемами геронтопсихологии; впервые она была опубликован в 1961 году. Нами данная методика используется в варианте Н.В. Паниной (1993). Методика предназначена для диагностики индекса жизненной удовлетворенности — показателя, отражающего общую адаптированность, приспособленность человека к жизни, выраженную в эмоциональных параметрах.

1 Низкие баллы по данной шкале свидетельствуют о неудовлетворенности жизнью.

202

Индекс жизненной удовлетворенности — интегративный показатель, включающий в качестве основного носителя эмоциональную составляющую. Для обладателей высокого значения индекса характерны низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт, высокий уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.

Наиболее частые суждения людей о своем настроении в разные периоды жизни (всего 20) сводятся в таблицу. Испытуемому необходимо прочитать каждое из них и отметить, согласен он с ним или нет. Для этого относительно каждого суждения нужно обвести кружочком цифру в правых колонках, соответствующую подходящему ответу. Индекс (общий балл) определяется по ключу. Наивысший балл — 41, то есть индекс максимальной жизненной удовлетворенности равен 41.

Тест-интервью «Психологические часы» Е.И. Головахи и А.А. Кроника направлен на выяснение отношения к гипотетическим «психологическим» часам, дающим возможность постоянного внешнего контроля (со стороны самого человека) степени реализованное™ своей жизни.

Инструкция: «Представьте себе, что изобретен прибор — назовем его "психологическими часами", — глядя на который Вы всегда можете узнать, насколько реализовались Ваши жизненные ожидания и планы, все, что Вы ждете от жизни, и все, что считаете возможным получить от нее. Стрелка этих своеобразных часов покажет 100%, если все ожидаемое уже реализовалось, 0% — если еще ничто не реализовалось, и любое промежуточное значение в зависимости от степени реализации. В отличие от обычных часов в этих часах ход стрелки был бы обратим. К примеру, если у Вас вдруг произойдет переоценка ценностей, если Вы разочаруетесь в сделанном или расширите свои планы и ожидания, стрелка «поползет» назад и покажет, что Вы реализовались сейчас меньше, чем ранее. В момент достижения всех Ваших главных целей она бы резко «прыгнула» вперед — к отметке, близкой 100%. Словом, часы меняли бы свои показания в зависимости от Ваших ожиданий и оценок, а также от Ваших реальных достижений. Хотели бы Вы иметь такие часы? Почему?» Данный тест позволяет выявить отношение учителей к восприятию собственных способностей, жизненных целей, своего места в жизни.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два набора карточек с обозначением ценностей (по 18 в каждом) — сначала терминальные, затем инструментальные. Испытуемый раскладывает их по порядку значимости для себя.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.

При анализе иерархии ценностей следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других.

Графический тест «Пространство моей жизни» разработан нами. На восходящей линии, отождествляемой с жизненным путем человека и разбитой на возрастные этапы по 10 лет, заданными значками предлагается отметить следующее: настоящий (хронологический) возраст, ощущаемый возраст, желаемый возраст, смерть, прекращение трудовой деятельности, появление семьи (муж, жена, ребенок), творческую деятельность. Мы дополнили данный тест элементами теста Люшера и предлагаем раскрасить жизненные отрезки в зависимости от их восприятия в различные цвета.

Н — настоящий возраст

О — ощущаемый возраст

Ж — желаемый возраст

С — смерть

П — прекращение трудовой деятельности

М — муж / Жн — жена

Р — ребенок

~ — творческая деятельность

При анализе графического теста следует сопоставлять расположение на линии значков настоящего, ощущаемого и желаемого возраста. Чрезвычайно значимым является указанный возраст прекращения трудовой деятельности и предполагаемый возраст наступления смерти. Также интересно мнение опрашиваемых о том, в каком возрасте лучше создавать семью, сколько им хотелось бы иметь детей. Испытуемые, которые недовольны «поворотами» своей судьбы, считающие, что в чем-то ошиблись при планировании своей жизни, заполняют два графика: один — так, как жизнь сложилась на самом деле, а второй — как им хотелось бы прожить жизнь, если бы представилась такая возможность.

 Метод монографического изучения учителей

Нужно сказать, что метод монографического изучения нечасто применяется в отечественной психологии: во-первых, потому что он весьма трудоемкий, во-вторых, потому что он позволяет изучить лишь ограниченное число испытуемых. Однако этот недостаток компенсируется возможностями всестороннего изучения личности и сознания человека. В отечественной психологии непревзойденным мастером психологического портрета является Н.С. Лейтес (1997). Следует отметить также работы Л.С. Славиной, для которой монографическое изучение детей было основным методом, позволяющим выявлять психологические механизмы исследуемого явления (Славина, 1996). Поскольку и смысложизненные ориентации, и педагогическое творчество — проявления целостной личности, мы считаем целесообразным использовать монографический метод в данном исследовании.

Мы специально отобрали 6 учителей, отличающихся по возрасту, педагогическому стажу, предметам преподавания, особенностям жизненной ситуации, но сходных в том, что их профессиональной деятельности присущ высокий уровень педагогического творчества. Проводились длительное наблюдение по специально разработанной программе, посещение уроков и их анализ, сочинения по проблемам смысла жизни и педагогического творчества, практиковались интервью, анкетирование, беседы с учащимися. Мы знакомились с особенностями жизни каждого из учителей в прошлом. Все участники данной группы были проведены через вышеуказанные экспериментальные методики. Особенно показательными для данной группы стали методика оценки работы учителя, методика «Психологические часы» и графический тест «Пространство моей жизни». На основе полученных материалов были написаны подробные очерки.

В ходе работы использовался также метод самоисследования: проводя исследование, диссертант одновременно работала учителем английского языка в одной из школ города. Это давало возможность соединить в одном лице позицию исследователя-экспериментатора и испытуемого, а также использовать данные самоанализа.

На основе полученных данных мы смогли проследить взаимосвязь между смысложизненными ориентациями учителей и уровнем их педагогического творчества и выявить следующую закономерность: чем выше уровень осмысленности жизни, тем более творчески работает педагог, получая радость и счастье от своей работы.

Литература

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.; Воронеж, 1997. 448 с.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М., 1992.

Максимова Е.А. Смысл жизни как фактор педагогического творчества (психологический аспект): Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.

Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности // LIFELINE и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993. С. 107—114.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Под. ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998. С. 637.

Славина Л.И. Трудные дети. М.; Воронеж, 1996.

Hosted by uCoz