Меренков В.И. (Москва)

Смысл жизни: становление, динамика, выбор

За одним и тем же термином «смысл жизни» скрываются три совершенно различных понятия. Это, прежде всего, философский смысл жизни, синонимом которого является термин «предназначение» и его аналоги (предназначение человека, предназначение человечества). Второе понятие — смысл жизни постфактум, смысл, который определяется, когда человек прожил свою жизнь или завершенный период ее. Пример: Петрарка писал солидные труды в духе гуманизма Возрождения и считал это главным делом своей жизни, но потомки восприняли и будут помнить его как певца любви. Наконец, третье понятие, обозначаемое термином «смысл жизни», — это психологический смысл жизни отдельного человека вкупе с его регуляторной функцией (мотивационной и ориентирующей). Ниже речь пойдет именно об этом смысле жизни.

Современный мир противоречив, сложен и быстро меняется. Поэтому стихийное обретение людьми своего адекватного смысла жизни маловероятно. По крайней мере, в России, по данным исследований, «удачливых» в этом плане не более 10%. Поэтому ищущим свой смысл целесообразно перейти к более эффективному способу — выбору подходящего для себя смысла жизни из спектра обобщенных смыслов жизни, предложенных в форме общедоступных научных положений и в форме жизненных историй. Имплицитно по этому пути шел В. Франки, создатель логотерапии (1996). Особенность данной формы психотерапии в том, что клиенту предлагается ограниченный круг смыслов жизни, но отсутствует объективный контроль результата — какой смысл жизни выбран клиентом в итоге, посилен ли для него этот смысл жизни и т.п.

Какой же спектр смыслов жизни может быть предложен для выбора сегодня на базе знаний наук об обществе и о человеке? Существует три группы таких смыслов жизни:

• смыслы, связанные с преходящей современной цивилизацией;

• смыслы, связанные со стихийно возникающей альтернативной экологической цивилизацией;

• смыслы, связанные с попытками как-то трансформировать современную цивилизацию с тем, чтобы избежать экологической катастрофы.

На сегодня эмпирически выявлено свыше 22 обобщенных смыслов жизни. В мире за каждым из них стоят достаточно многочисленные общности людей. Некоторые смыслы жизни (сверх основных 22), например, служение красоте, не рассматриваются ниже, так как их носители относительно малочисленны и маловлиятельны в современном мире.

Рассмотрим подробнее двадцать два наиболее распространенных обобщенных смысла жизни. Их можно разделить на несколько подгрупп. Первая из них — смыслы «успеха»: власть, деньги, слова, материальное потребление, социальный статус. Вторая — смыслы «служения»: служение людям, высшему (пример — богу), науке (истине), искусству, идее (идеи могут быть разными — доброта, месть, спасение природы и т.д.). Третья подгруппа — смыслы «переживаний»: удовольствие, впечатления, экстремальные переживания, комфорт и душевный покой. В четвертую подгруппу объединяются смыслы жизни мессианского типа. Это, во-первых, преобразование мира, общества в лучшую сторону. Примеров много — объединение Италии (Гарибальди); освобождение Индии (Ганди); основание «города благополучия» (Р. Оуэн); создание идеального общества (Либерталия; авторы многочисленных утопий, начиная с Т. Мора). Это, во-вторых, просвещение людей. Это, в-третьих, защита человечества от болезней (примеры — ликвидация натуральной оспы и полиомиелита). Это, в-четвертых, превращение Земли в цветущую планету (например, в книге Сент-Экзюпери). Технологически сегодня это вполне реально, непробиваемой пока преградой оказывается психология подавляющего числа жителей нашей планеты, однако аналогичные замыслы относительно собственного поселения неоднократно реализовывались отдельными индивидами. К пятой подгруппе относятся два особо перспективных смысла жизни — стремление к самосовершенствованию и стремление к творчеству как к процессу, шире — к решению «задач» (что-то создавать). Распространены еще два смысла жизни — самоутверждение (пример — главный герой повести С. Есина «Имитатор», живописец) и стремление всегда быть центром некоего круга людей, быть их баловнем (пусть хотя бы одного человека!). К тем или иным из этих двадцати двух обобщенных смыслов (а также к некоторым другим, не столь распространенным) сводятся и многочисленные феноменологические смыслы жизни, например, профессия как смысл жизни.

Вышеуказанные смыслы жизни являются обобщенными, то есть конкретная их реализация может быть различной (например, просвещение людей может иметь разную направленность: у Н. Амосова — одну, у Ф. Углова — врача, борца с алкоголизмом — другую, у французских энциклопедистов — третью). Отметим, что для простоты смысл жизни был представлен в тексте как имеющий монолитную структуру, но в реальности часто встречаются и иные структуры (Чудновский, 1999). Следует также еще раз подчеркнуть, что обрести смысл жизни удается меньшинству людей — тем, кто достиг определенной стадии развития как субъект своей жизненной активности. Наличие смысла жизни как раз и является критерием достижения этой стадии.

Литература

Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III—V симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В.Э. Чудновского и др. М.: Ось-89, 2001.

Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы V—VII симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.; Самара: НТЦ, 2002.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Мир, 1990.

Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2 (18).

Hosted by uCoz