Зотова А.Э. (Москва)

Проблемы жизненного определения агрессивных старшеклассников

Нахождение смысла жизни составляет основу самоопределения человека. Особенно актуален этот вопрос для старшеклассников, которые готовятся к взрослой жизни, дальнейшему обучению и трудовой деятельности. Задача жизненного самоопределения, стоящая перед учащимися старших классов, связана не только с вопросом «кем быть?», но прежде всего с вопросом: «каким быть?».

«Каким быть?» Задаваясь этим вопросом, старшеклассники пытаются определить свою жизненную позицию, осуществить выбор ценностей, выяснить точки пересечения своего «Я» и социальной действительности. Кроме того, их волнуют проблема степени личностной свободы, постановка ближних и дальних жизненных целей и многие другие аспекты емкого понятия «смысл жизни».

Решая вопрос жизненного самоопределения, старшеклассники ориентируются на одобряемые в обществе модели поведения, которые формируются на основе этических норм и правил, принятых в данном социуме. К сожалению, все большую распространенность в современном обществе приобретает агрессивное поведение. Причины этого многообразны: социально-экономические изменения, особенности культуры мегаполисов (скученность, плотность контактов, стремительность темпа жизни), информационная перегруженность, кризис современной семьи, поток насилия, демонстрируемый СМИ, несоответствие книжных идеалов справедливости и равенства тому, с чем сталкиваются старшеклассники в жизни, и многое другое.

Современная педагогика уделяет мало внимания проблемам смысла жизни и судьбы. Как показал В.Э. Чудновский (1997), в отечественной науке существовала стойкая традиция иронически-пренебрежительного отношения к ним. Считалось, что данные проблемы являются лишь предметом мифологии иррациональных философских систем. Но известно, что личность конкретизируется в характере, воплощается в нем. Особенности личности становятся чертами характера и приобретают ту «жесткую конструкцию», которая обусловливает поступки человека в разных ситуациях и обстоятельствах, в разные периоды жизни. Среди таких черт характера В.Э. Чудновский (1997) выделяет отношение человека к собственной судьбе, его отношение к труду, особенности самооценки, своеобразие аффективных переживаний, тревожность как устойчивое проявление характера. Тревожность создает предпосылки двух основных реакций, которые обозначаются как «бей или беги». Именно эти реакции определяют такие типы поведения, как агрессивность и аутоагрессия (или подавленность) — по сути силу или слабость.

При изучении проблемы агрессивного поведения старшеклассников в процессе самоопределения мы рассматривали ситуативный, нормативный и личностный аспекты агрессивного поведения. Ситуативный смысл агрессивного поведения связан с возникновением конкретной ситуации, на которую необходимо ответить. Ответ зависит от степени эмоциональной устойчивости к негативной ситуации и возникает в определенных границах времени и пространства, то есть «здесь и сейчас». В этом случае мы можем говорить о пороге агрессивного поведения или «пороге агрессивности», который связан с параметрами эмоциональной устойчивости.

Нормативный аспект агрессивного поведения определяется нормами поведения, задаваемыми в семье, школе, сверстниками, СМИ и другими социальными институтами. Агрессивное поведение присутствует, например, в некоторых фанатических идеологиях, где высокая степень агрессивности считается нормой поведения (фашизм, национализм).

Личностный аспект агрессивного поведения можно рассматривать как отбор определенного репертуара поведения, характерного для данной личности, которое будет основываться на ее выборе. В этом случае можно говорить о большей степени осознанности в присвоении модели агрессивного поведения, присутствии личной убежденности в том, что агрессивное поведение является необходимым. На наш взгляд, именно в подростковом возрасте в наибольшей степени определяются критерии личного выбора.

Задача психологов и педагогов, работающих с учащимися, — наметить пути воздействия на личностный аспект агрессивного поведения и найти адекватные пути коррекции последнего. Для этого необходимо исследовать возрастные и половые особенности проявления агрессивности, а также формы агрессивного поведения, наиболее характерные для определенных групп старшеклассников.

На базе московского физико-математического лицея № 1580 нами было проведено исследование, позволяющее определить форму и уровень агрессии старшеклассников. Для этого мы использовали методику А. Басса и А. Дарки. Авторы методики выделяют физическую, вербальную и косвенную агрессию, а также чувство вины (или аутоагрессию). Авторы дифференцируют такие понятия, как негативизм, раздражительность и враждебность, проявляющуюся в подозрительности и обиде.

В эксперименте приняли участие 432 юноши и 80 девушек, всего 512 человек в возрасте 15—17 лет. Диагностическое обследование старшеклассников показало, что: 38% юношей физически агрессивны, 42% юношей вербально агрессивны и у 45% юношей преобладает косвенная агрессия. У старшеклассниц выявлена иная картина проявления агрессии: значительно меньше девушек прибегают к физической агрессии — всего 15%, вербальная агрессия преобладает у 31% девушек и косвенная — у 40%. 33% юношей и 43% девушек имеют высокие показатели по параметру аутоагрессии.

Таким образом, мы выявили половые различия в проявлениях агрессивности. Наиболее очевидны различия в проявлении физической агрессии (23%); по вербальной агрессии эта разница меньше и составляет 14%; аутоагрессия у девушек выше на 10%, а наименьшие половые различия наблюдаются в проявлении косвенной агрессии (5%).

Существуют и возрастные особенности в проявлении агрессивности. Если у 10—11-летних школьников преобладает физическая агрессия {Волков, 2001), то с возрастом у 16—17-летних старшеклассников на первый план выходит косвенная агрессия.

Следует добавить, что старшеклассники внешне прикрывают негативные выражения агрессивных состояний социально принятыми формами поведения. Накопленная негативная энергия направлена не прямо на объект или субъект фрустрации, а окольным путем, с целью избежать наказания или конфликта, либо имеет неупорядоченный характер. Косвенная агрессия принимает порой изощренные формы. С целью завуалировать свое агрессивное состояние старшеклассник может прибегать к помощи сплетен, злых шуток, манипуляции, к помощи третьих лиц и т.д. Если агрессию подростков учителя дифференцируют сразу (кричит, дерется, плюется и т.д.), то при определении агрессивности старшеклассников (особенно девушек) учителя испытывают трудности.

Далее мы задались целью рассмотреть организацию форм ценностных ориентации агрессивных старшеклассников, а также обратились к проблеме их социализации. Нами использовалась методика определения ценностных ориентации Рокича, позволяющая ранжировать жизненные ценности по их значимости для старшеклассников. Автор методики предлагает список из 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. Нас интересовали ценности, наиболее и наименее значимые для агрессивных школьников.

Опираясь на полученные в ходе проведения исследования результаты и используя методы математической статистики (метод корреляции Спирмена), мы получили ряд достоверных данных. Так, для агрессивных старшеклассников наиболее значимыми являются такие терминальные ценности, как общественное признание и любовь, и такие инструментальные ценности, как жизнерадостность и смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. Для старшеклассников с высоким чувством вины наиболее значимой ценностью является здоровье, для школьников с высоким негативизмом — семейная жизнь, для подозрительных старшеклассников важно наличие хороших друзей.

Наиболее значимыми ценностями агрессивных школьников становятся их жизненные потребности, неудовлетворение которых может являться одной из причин агрессивного поведения. Агрессивное поведение, как и аутоагрессивное в гипертрофированном виде, может привести к таким пагубным последствиям, как преступление против личности или суицид, поэтому его необходимо корректировать в ходе психолого-педагогического воздействия путем формирования позитивных установок на качества толерантного человека: веру, снисходительность, умение сопереживать, доброжелательность и т.п. Следует иметь в виду, что наименее значимы для агрессивных школьников такие терминальные ценности, как познание, жизненная мудрость, интересная работа, и такая инструментальная ценность, как самоконтроль. Школьники с повышенным чувством вины и обидой ставили на последнее место активную деятельность.

Таким образом, у агрессивных старшеклассников создается некая иерархия ценностей, основу которой составляют ценности этического характера — потребности в любви и признании. По-видимому, именно они у старшеклассников наиболее фрустрированы. Психолого-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление фрустрации терминальных ценностей, а также на разработку способов реализации потребностей и достижения ценностей как результатов деятельности и общения. Для решения этих задач необходимы данные об особенностях отношения старшеклассников к их социальному окружению.

Старшеклассникам лицея № 1580 был предложен опросник для выявления уровня социальной адаптации школьников. Опросник был разработан психологической методической службой Южного округа г. Москвы с целью определения отношения старшеклассников к современному обществу, к школе, учителям и родителям. Всего в исследовании приняли участие 114 учащихся 10—11 классов, которых мы разделили на две группы: неагрессивных и с повышенным уровнем агрессии.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы изучить уровень социализации школьников, включая агрессивных. В опроснике содержалось 42 вопроса. Мы приведем лишь некоторые из них, на наш взгляд, лучше всего отражающие разницу во взглядах агрессивных и неагрессивных учащихся.

Так, старшеклассникам был предложен вопрос «Чего вы боитесь больше всего в этой жизни?». Неагрессивные школьники больше всего боятся стать инвалидами, прикованными к кровати (32%); заболеть СПИДом (29%) и, наконец, не реализовать своих возможностей и способностей (28%). Агрессивные старшеклассники также боятся стать инвалидами (41%), но далее эта группа школьников обнаруживает боязнь одиночества (37%), а не реализовать своих возможностей боятся только 22%, что на 7% меньше, чем у их неагрессивных сверстников. Таким образом, агрессивные старшеклассники, в отличие неагрессивных, боятся одиночества. Быть признанным, быть востребованным — жизненная необходимость для любого подрастающего человека, но особенно актуальна эта потребность у агрессивных школьников.

При ответе на вопрос «Хотели бы вы иметь какое-нибудь оружие?» мнения школьников разделились следующим образом: как агрессивные, так и неагрессивные старшеклассники в равной степени хотели бы иметь огнестрельное и холодное оружие; ответ «не хотел бы иметь никакого оружия» выбрали 10% неагрессивных школьников, а среди агрессивных старшеклассников не нашлось ни одного желающего отказаться от оружия. На вопрос о степени удовлетворенности межличностными отношениями учеников в классе 62% неагрессивных старшеклассников ответили, что удовлетворены микроклиматом в классе; среди агрессивных юношей и девушек таковых оказалось только 42%. Агрессивных старшеклассников характеризует высокая конфликтность, им очень трудно налаживать позитивные контакты со своими сверстниками.

Следующий вопрос звучал так: «Какая часть советов твоих родителей оказывается полезной для тебя?» Большинство неагрессивных школьников считают, что они используют 70% советов родителей, в то время как большая часть агрессивных школьников прислушивается лишь к 20% таких советов. Эти данные свидетельствуют о некоторых семейных причинах возникновения агрессивного поведения, в частности, о невозможности удовлетворить потребности в признании и любви в семье. Агрессивные старшеклассники менее склонны доверять советам своих родителей и менее, чем их неагрессивные сверстники, поддаются воспитательному воздействию со стороны родителей.

Далее старшеклассникам предложили на выбор несколько сказочных героев, которые являются символами: «вооруженного добра», служения кому-то, ловкости, хитрости, силы, дружбы, исполнения желания. И агрессивные и неагрессивные юноши и девушки на первое место поставили символ «вооруженного добра» (30 и 28% соответственно). 22% агрессивных школьников выбирают символ исполнения желаний (его же выбирают 12% их неагрессивных сверстников). На третьем месте у обеих групп старшеклассников оказывается символ силы; далее 15% агрессивных старшеклассников делают выбор в пользу хитрости и ловкости (его выбирают только 8% неагрессивных школьников); 11% агрессивных (и 8% неагрессивных) школьников выбирают символ слуги. На последнее месте у агрессивных старшеклассников попал символ друга (7%), при этом неагрессивная группа школьников относится намного более позитивно к проблеме дружбы, и 24% школьников этой группы ставят символ дружбы на второе место. Таким образом, для агрессивных старшеклассников дружба имеет меньшую ценность, чем для неагрессивных учащихся; в то же время символ хитрости, ловкости и исполнения желаний (без приложения к этому трудовых усилий) для агрессивных детей представляет большую ценность.

Следующий вопрос звучал так: «Что важнее всего испытать в жизни?» И агрессивная и неагрессивная группы школьников сделали выбор в пользу счастья и возможности жить по своей воле; далее агрессивные учащиеся выбирают победу (26%), тогда как в неагрессивной группе только 15% учащихся выбирают эту ценность. 22% агрессивных школьников выбрали славу и известность, в неагрессивной группе таких школьников оказалось только 5%. Совершить подвиг хотят 11% агрессивных учащихся и 7% неагрессивных. Таким образом, агрессивные школьники в большей степени, чем неагрессивные, принимают такие жизненные критерии, как победа, слава, известность, подвиг, составляющие определенный смысл их жизни.

Исходя из полученных результатов, мы можем говорить о различиях в агрессивной и неагрессивной формах поведения по целому ряду вышеперечисленных параметров. Учителя, организующие работу со старшеклассниками, должны учитывать наличие четко выделяемых типов поведения и принимать соответствующие меры, позволяющие снизить агрессивность и уменьшить проявления аутоагрессии. Эти воздействия связаны с формированием позитивных установок, качеств толерантной личности, являющихся базовыми при выборе старшеклассниками своей нравственной жизненной позиции, преодолении фрустрации, связанной с потребностями в признании и любви.

Литература

Волков Б. С. Психология ранней юности. М., 2001.

Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.

Hosted by uCoz