Бибичкова-Павлова И.М. (Москва)

Психологические аспекты смысла жизни в ранней юности

Я нашел, что самый интересный человек среди моих знакомых — я сам.
(С. Киркегор)

Многими психологами период ранней юности определяется как важный, уникальный, но вместе с тем — сложный, критический, конфликтный. Развивающаяся личность вдруг обнаруживает, что внутри нее существует целый новый мир переживаний, который живет по своим собственным законам, мир пугающий и манящий одновременно. Главным психологическим приобретением этого периода, по Шпран-геру, является открытие «Я», своего внутреннего мира, развитие рефлексии и самосознания. Как отмечает И.С. Кон, открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний.

С. Холл, считая, что онтогенез повторяет основные стадии филогенеза, соотносил подростковый и юношеский возраст с эпохой романтизма. Видимо, на определенном этапе развития человечества в первом случае и каждой конкретной личности — во втором с необходимостью рождается потребность выделить себя, отгородиться от окружающих, дабы открыть себя, свое «Я». Этот этап немыслим без ухода в себя, прислушивания к себе, к своим переживаниям.

Большинство исследователей считают, что на этом возрастном этапе личность переживает свое «второе рождение». Но мало кто из психологов, изучая этот возраст, напрямую касался проблемы одиночества. А ведь именно в этом возрасте одиночество субъективно воспринимается как болезнь. Мы бы сказали — «болезнь роста личности». Душа юноши или девушки рвется к раскрытию нового для нее мира чувств, переживаний, но, сталкиваясь с непониманием, осознает, как катастрофически одинока она в этой Вселенной.

В юности приходит чувство более глубокое и более продолжительное, а главное — как правило, не зависящее от внешних причин и переживаемое как «смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить». Именно ощущение внутренней пустоты является одним из основных субъективных показателей одиночества — это выявлено эмпирически во многих зарубежных исследованиях. Но возникает вопрос: почему же внутри ощущается пустота, ведь объективно ее может и не быть? Для данной возрастной группы многие негативные переживания, на наш взгляд, можно объяснить маргинальностью (промежуточностью) положения юношей и девушек. Недаром этот возраст называют «переходным» — переходным из мира детства в мир взрослости.

Осознавая себя порой уже взрослыми, самостоятельными людьми, ориентируясь в большей степени на внешние изменения, происходящие в результате физического созревания, многие внутренне еще остаются детьми. Об этом свидетельствует даже тот факт, что только с 16 лет юноши и девушки начинают в основном ориентироваться на собственные внутренние, а не на внешние критерии при оценке себя и своих поступков (по данным исследований Д. Эллис, У. Гемэн, У. Катценмайер). Система ценностей, свое мировоззрение, представление о счастье складывается у большинства только к 17—18 годам. Все то время (с 13—14 лет), пока происходит рост самосознания, пока из диффузной самооценка превращается в стабильную, развивающаяся личность периодически или постоянно испытывает одиночество. Уже существующие связи с миром не устраивают ее, а новые еще не выкристаллизовались. Кроме того, лишь в этом возрасте человек начинает осознавать вещи доселе ему неведомые (например, то, что он является не только членом своей семьи, учеником какого-то класса, но и жителем Земли). Расширяясь, границы соотнесения себя с другими, с миром в целом приносят новые ощущения собственной сопричастности всему, но и дают понять, с другой стороны, свою «ничтожность» даже в масштабах мыслимой Вселенной, что приносит дополнительные негативные переживания. Процесс этот у каждого идет по-разному — более или менее конфликтно, болезненно, более или менее продолжительно — все зависит от личностных черт, от условий развития и т.д. Как утверждает К. Конрад, юность «обладает "шизоидными" свойствами. Поэтому у "шизоидного" подростка она протекает драматично и болезненно, а у "циклоидного" — легко, ибо тип его личности уравновешивает возрастные тенденции (склонность к уходу в себя, самонаблюдение и т.п.)».

Не является ли обращение к «стихотворничеству» для большинства юношей и девушек той спасительной соломинкой, которая помогает преодолеть симптомы болезни роста личности? Как отмечают многие отечественные психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.Б. Берхин, З.Н. Новлянская), из всех форм творчества литературное, поэтическое творчество является самым характерным для юношеского возраста.

Наша работа с учащимися 10-го (педагогического) класса средней школы г. Москвы подтвердила этот факт. Около 60% учащихся, то есть почти 2/3 учащихся пишут стихи (в основном — лирику). Из них половина (около 50%), наряду с обращением к лирике, ведут дневники. Большинство учащихся начали писать стихи недавно.

Надо отметить, что исследование психологических особенностей литературного (и в целом художественного) творчества представляет определенные трудности, которые заключаются в недостаточной разработанности системы методов изучения данного вида творчества (особенно его личностного аспекта). С этим связан выбор используемых нами методов: анализа продуктов творчества (стихов) и интервью — универсального и необходимого приема получения информации о субъективном мире людей, мотивах их деятельности.

Нами был разработан опросник «Я и мое творчество», который состоит из пяти основных пунктов:

1. Когда Вы начали думать о себе как о «поэте»? Был ли момент, когда Вы почувствовали себя отличным от окружающих?

2. Кому Вы адресуете Ваши стихи? Кто может понять их лучше?

3. Отметьте, если это возможно, этапы своего творческого процесса.

4. Как Вы себя чувствуете (ощущаете себя) в начале и в конце работы? Можно ли сказать, что Вы изменились по окончании очередной творческой работы?

5. Что Вы думаете относительно причин внезапного подъема/упадка творчества? Вспомните примеры таких периодов в Вашей жизни.

Открытость вопросов предполагала свободную форму ответов, что, в свою очередь, позволило получить достаточно глубокое и развернутое представление о субъективном мире юного поэта.

Полученные результаты убедили нас в том, насколько разнообразны в силу неповторимости каждого человека условия, определяющие потребность в поэтическом творчестве. Однако для многих лирика тесно связана с интимной сферой переживаний. Так, большинство (в основном девушки) называют в качестве наиболее эмоционально-значимых условий, определяющих потребность в творчестве: несовпадение эмоциональных оценок (в дружбе, любви), непонимание, непринятие их другими.

Поэтическое творчество в этом возрасте важно тем, что помогает обнажить, объективировать свои основные психологические проблемы: проблемы уникальности, неповторимости и одиночества; проблемы взаимоотношения «Я» и внешнего мира («Я» и «Другого»). Так, эмоционально-значимая личностная проблема, возникающая в результате смыслового несоответствия между «Я» и «Другим», глубоко переживается, вследствие чего юный поэт пытается как-то разрешить для себя эту ситуацию. Как полагает М.М. Бахтин, только в искусстве как в «новом плане бытия» возможна встреча «смысловых миров "Я" и "Другого"», в результате чего происходит «смысловое преображение бытия» для юного творца. Пытаясь освободиться от тягостного чувства неясности, непонятости, он обращается к «стихотворничеству» (сам не осознавая этого до конца) как к «решению на смысл», с целью открытия нового смысла прежде всего для себя. Таким образом, овладевая лирическим способом самовыражения, юноша (или девушка) овладевает и тем способом самопознания, который помогает ему в осознании своих внутренних проблем.

На этот факт указывают и результаты контент-анализа интервью: наиболее значимыми являются отношения (категории) «Я — творчество» и «Творчество — Я». Тем самым подчеркивается важность, с одной стороны, личных переживаний, являющихся внутренними стимулами творчества, а с другой — значимость отношения к своему творчеству как к способу «облегчения», «успокоения» (из высказываний самих поэтов), разрешения личностных конфликтов.

Хотя для многих потребность в творчестве и опосредуется внешними причинами («Другой — Я», «Другой — творчество»), важным, значимым оно оказывается в основном для себя, как бы «замыкаясь на "Я"» юного поэта. Относясь к своему творчеству как к возможности осмысления окружающей действительности, взаимоотношений с другими, многие, прежде всего, хотят «объяснить что-то себе», например: «как человек соотносится со мной, где совпадает, где — нет» (по словам самих же творцов). В связи с этим можно сказать, что художественное (поэтическое) творчество, в определенном смысле, берет на себя работу по переживанию, проживанию личностных проблем.

Проанализировав тематику стихотворений, мы увидели, что в большинстве своем юных поэтов волнует выражение себя в мире через непосредственный разговор от себя, со своей позиции. Поэтому естественно, что они обращаются именно к поэтическому жанру, не требующему сложных опосредовании «Я» — герой. В юношеской поэзии лирический герой практически неотделим от самого поэта. М.М. Бахтин, описывая общие типичные случаи отношения автора к герою, называет такого героя героем романтизма.

Неразделимость, слитность автора и героя приводит к тому, что многие стихи оказываются «проективными», то есть интимные переживания поэта в них отражаются как в капле воды. Мало кто в этом возрасте рассматривает свое творчество как возможность через него сказать что-то другим, поделиться тем, что он узнал, открыл, понял. Поэтическое творчество для многих юношей и девушек является средством общения не с другими, а в основном с собой. Приведем один пример. Лиза Г. (16 лет):

Начала писать где-то в 1213 лет. Первой была песня, сама написала и музыку, и стихи.

Пишу вообще-то для себя, так как боюсь, что меня трудно понять. Я плохо выражаю мысли. Каждое слово у меня значит что-то особое. Если я кому и показываю, то только для того, чтобы успокоиться. Все жду человека, который действительно может меня понять.

Сначала у меня появляется желание что-то сделать (из-за настроения), я сажусь и начинаю писать то, что чувствую. Но, в основном, это отдельные мысли, четверостишья или страшно длинная и нудная белиберда. А потом я это обрабатываю. Но редко мне нравится потом то, что я написала.

Сразу (когда закончено стихотворение) мне хочется сделать еще что-нибудь, но через несколько минут мне становится страшно грустно, и я чаще думаю о жизни или вообще плачу.

У меня это (внезапный подъем творчества) — стихийно. Обычно тогда, когда я слушаю хорошую музыку. Или же что-то до этого произошло. Иногда я не берусь за это дело по месяцам, а иногда (правда, редко) я пишу по несколько раз в день. Одно из ее стихотворений:

Что сделала я в этой жизни, что?

Добро и счастье иль ничто?

Чем я гордиться после буду?

И вспомнят обо мне ли люди?

Зачем жила? Смогу себе ли я ответить?

Смогу ли смерть свою спокойно встретить,

Сказав: «Все сделала я, что могла?»

И вспомню ль то, как жизнь жила ?

Иль, может, буду молча умирать

И жизнь свою (себя, вернее) проклинать...

Одиночество, как известно, порождается утерей смысла бытия личности. А художественное творчество, обращение к искусству как раз и предоставляет юноше или девушке возможность «проработать», по-новому взглянуть на свои личностные проблемы; параллельно со «сти-хотворничеством» «осуществить работу по смыслотворчеству».

Мы считаем, что литературное (поэтическое) творчество следующим образом влияет на формирование значимых жизненных смыслов в ранней юности. Оно помогает становлению самосознания и положительно сказывается на самооценке (помогая «обозначить» те чувства, эмоции, которыми охвачен юный поэт). Творчество во многом влияет на отношение к другому (если в реальной жизни для юного поэта глубокое межличностное общение является большой ценностью и такой же большой проблемой, то его собственное творчество создает уникальную возможность для общения с другими в ином плане бытия — «душа с душою говорит»). В этих условиях в целом меняется отношение к миру (А.А. Мелик-Пашаев называет это эстетическим отношением к действительности). Даже едва прикоснувшись к поэтическому творчеству, юноша или девушка на всю жизнь получают опыт иного отношения к миру, к бытию, к себе.

Hosted by uCoz