Асеев Б.Т. (Москва)

Особенности структурного строения смысловой системы личности

Одним из актуальных вопросов проблемы смысла жизни человека является вопрос о структурном строении смысловой системы личности. Односторонняя содержательная трактовка смысловых образований личности не дает ответа на вопрос об их уровневом характере, соотношении осознаваемого и неосознаваемого, текущего и перспективного, содержательного и динамического, устойчивого и изменчивого, ситуативного и общеличностного, процессуального и результативно-целевого компонентов смысловой системы.

Человек не может жить одними идеалами, мечтами, большими жизненными целями: для своего осуществления сами эти цели должны быть расчленены на подцели, промежуточные цели, алгоритм этапов. Сложное должно быть расчленено на ряд простых этапов; высокозначимое — на ряд малозначимых образований, долговременные установки — на относительно кратковременные и т.д.

Типичная стратегия организации жизнедеятельности заключается в том, чтобы удовлетворять потребности, осуществлять жизненные планы и идеалы, то есть именно в том, чтобы преобразовать высокозначимые смысловые образования в низкозначимые, а в идеале свести, редуцировать эту значимость к нулю, чтобы освободиться от негативного влияния актуальных мотивационных установок типа потребности как нужды, необходимости. Это важно и для того, чтобы освободить смысловое пространство личности для актуализации еще более значимых и объективно важных — и более «интересных», достойных человека смысловых установок. Поэтому живая диалектика смысловых стратегий поведения заключается в данном случае в том, чтобы, с одной стороны, успешно и гарантированно удовлетворить одни побуждения, редуцировать их значимость, а с другой — актуализировать новые побуждения, восстанавливая тем самым общее богатство смысловой системы личности и даже развивая смысловой потенциал. Он действительно выполняет функцию потенциала, поскольку служит мотивационно-смысловым средством реализации другого — деятельностно-динамического — потенциала, актуализация которого невозможна без мотивационно-смыслового его обеспечения. Без такого двустороннего процесса может образоваться (и действительно при определенных неблагоприятных условиях образуется) своеобразный мотивационный вакуум, проявляющийся в том, что одно я «могу, но не хочу» (оно незначимо, неинтересно и т.д.), а другое, наоборот, я «хочу, но не могу». Образование такой типично невротической двухзональной структуры смысловой системы личности крайне опасно как на ситуативном, так и на общеличностном уровнях.

В данном аспекте в принципе возможно образование двух крайностей, двух вариантов нежелательной энтропии, бесполезного рассеивания энергии: крайности жизни в повседневной рутине без идеалов — и крайности эмоционально-экспрессивного переживания труднореализуемых или нереализуемых идеалов без налаженного и гарантированного уровня рутинных мотивационно-смысловых установок. В идеале только гармоничное сочетание этих уровней в разных для данных социальных условий и для данного типологического склада личности вариантах дает полнокровную, полноценную структуру смысловой системы личности. Не случайно экзистенциалистски ориентированные мыслители, от Достоевского до Сартра, обращали внимание на односторонность «идеальных устремлений» или потребительских установок и подчеркивали, нередко впадая в противоположную крайность, огромное значение процессуальной, текущей, рутинной, вращающейся по кругу поведенческой и смысловой активности личности.

На сложность структурного строения смысловых образований личности указывает и характер механизмов их блокирования. С одной стороны, человек нередко избегает высокозначимых установок, поскольку они, как правило, требуют значительных функциональных и иных затрат и, кроме того, сама актуализация и удержание в актуальном состоянии высокозначимых установок представляет значительные трудности. С другой стороны, человек обычно избегает и низкозначимых смысловых установок; низкого уровня удовлетворения — и слишком высокого; чрезмерного функционального напряжения — и деприва-ции; он не может жить одними «желательностями», мечтами и идеалами — но не может полноценно жить и одними необходимостями.

Одной из актуальных проблем современной психологической науки в рамках психолого-акмеологического направления исследований является психологическая и, в частности, мотивационная характеристика области предельных возможностей человека. Эта проблема важна в связи с необходимостью анализа механизмов поведения человека в трудных ситуациях жизнедеятельности, стрессовых состояниях, в особых обстоятельствах профессиональной деятельности, в особо трудных, переломных периодах жизни. Для структурной характеристики смысловых образований личности эта область важна потому, что именно на этом участке функционального континуума развертываются наиболее драматические эмоционально-значимые переживания и соответствующие мотивационные установки типа жизненных целей, ценностных ориентации, идеалов, мечты.

Область предельных возможностей человека в психолого-акмеоло-гическом аспекте характеризуется тем, что, с одной стороны, это область высших достижений, что важно для целого ряда современных видов профессиональной деятельности (в военных профессиях, в спорте, в искусстве и т.д.). С другой стороны, это область риска, где резко повышается вероятность срыва, существенного снижения уровня достижений, демобилизации, возникновения психологических барьеров блокирования, страха перед неуспехом и т.д.

Обобщение целого ряда эмпирических исследований и их теоретическая интерпретация с позиций развиваемой автором зональной концепции структурного строения и механизмов мотивационной регуляции деятельности позволяют сделать вывод о существенных различиях зоны обычных, рутинных возможностей и соответствующих достижений — и зоны деятельности у пределов функциональных возможностей личности. Основные феномены, характер эмпирических зависимостей, оптимальная стратегия поведения личности в пределах этих зон оказываются, как правило, совершенно разными, вплоть до противоположности.

Эти зональные различия достаточно хорошо изучены в плане соотношения значимостных и вероятностных характеристик профессиональной деятельности (исследования В.А. Иванникова, И.М. Фейген-берга, М.А. Котика, А.Н. Рябинкиной и др.). Так, выявлено, что события, вероятность которых, по субъективной оценке человека, близка к нулю, игнорируются при планировании деятельности, не принимаются в расчет. Аналогичная стратегия отмечается и в вероятностной зоне, близкой к единице («неотвратимые» события), причем как в отношении негативных событий, так и в отношении позитивных. Механизмы блокирования в этих зонах можно условно обозначить вербальными формулами: «деятельность не нужна» и «деятельность невозможна». Следует пояснить, что такая структура мотивационной стратегии складывается при умеренно высокой значимости мотивационно-смысловых образований личности. Однако нередко возникают характерные именно для «переломных» периодов и ситуаций жизнедеятельности так называемые сверхзначимые состояния. Они характеризуются тем, что соответствующие смысловые образования являются предельно значимыми, как бы «бесконечно значимыми» для личности, и в результате она не обращается ни к калькуляциям в отношении возможности осуществления тех или иных действий, их реалистичности, ни к вероятностной характеристике такой возможности, оценке значимости возможных затрат функционального, материального, временного плана. Значимость такой смысловой установки в виде другого человека, уровня совершенно необходимого достижения и т.д. субъективно настолько высока, что человек готов на все жертвы ради соответствующего достижения, а невозможность реализации намеченного иногда предполагает даже отказ от жизни, которая вне такого достижения представляется бессмысленной.

По линии континуума функциональных нагрузок мы также видим четкую дифференциацию феноменов по зональному принципу: низкая функциональная нагрузка, как правило, не дает развивающего эффекта, но чрезмерная нагрузка, будучи регулярной, систематической, также приводит к деструктивным последствиям, связанным с перегрузкой («работа на износ», с эффектами необратимых негативных последствий для здоровья и психики). Анализ симптомов постстрессовых состояний и других невротических расстройств показывает, что переживание событий сверхвысокой значимости, выходящих за пределы реальных возможностей личности (по субъективным, нередко неадекватным оценкам), как правило, приводит к эффектам демобилизации, дезавтоматизации, к формированию депрессивных состояний и т.д. Формирование эмоционально-психологической устойчивости личности по отношению к стрессовым факторам приводит к существенному сокращению такой зоны деструктивных изменений, но не может дать эффекта полного ее устранения как таковой.

По линии значимостного континуума мотивационных образований, от рутинных потребностей до общеличностных целей, идеалов и ценностных ориентации мы также видим четкие зональные различия. Они проявляются в том, что человек нередко избегает постановки высокозначимых, но трудных целей и задач, в отношении их формируются плохо осознаваемые психологические барьеры. Неслучайно подобные эффекты зонального типа зафиксированы в концепциях, выраженных в кривых Йеркса—Додсона, Дж. Аткинсона, О. Хебба и других, где чрезмерно высокая стимуляция приводит к парадоксальным обратным эффектам демобилизации при приближении к предельным возможностям деятельности (как у животных, так и у человека). Интересно отметить, что зона умеренной, оптимальной стимуляции характеризуется линейным типом эмпирических зависимостей, а зона чрезмерно высокой стимуляции характеризуется нарушением линейности. Поэтому широко распространенное мнение о том, что чем сильнее воздействие, тем оно эффективнее, оказывается совершенно неверным.

Одна из причин этих эффектов состоит в феномене неустойчивости достижений человека у пределов его возможностей, в естественных и достаточно широких флуктуациях уровня функциональных возможностей личности в любой деятельности, включая профессиональную. Эти флуктуации приводят к резкому снижению надежности достижений, повышают вероятность жизненного неуспеха, возникновения стрессовых состояний, аварийных ситуаций и т.д. Поэтому и адекватный уровень притязаний личности строится, как правило, с учетом наличия такой зоны и отражает стратегию ее избегания как зоны высокого риска.

Данные эмпирических и теоретических исследований такого типа приводят нас к важному в акмеологическом аспекте выводу о том, что зона высших достижений человека, включая профессиональные достижения, развертывается не у самого предела его функциональных возможностей и мотивационно-смысловых ресурсов, а в некоторой оптимальной зоне. Поэтому высшие достижения личности следует в психолого-акмеологическом плане характеризовать не как максимальные, а скорее как оптимальные, достаточно далеко отстоящие от зоны действительно предельных, но флуктуирующих и неустойчивых функциональных возможностей человека.

Трудность — а нередко и драматизм — принятия решений в определенной области состоит именно в том, что, с одной стороны, человеку необходимо реализовать мотивационную установку очень высокой значимости на максимально высоком уровне, а с другой стороны — ему не следует вторгаться в своеобразную зону риска, буферную и по существу запретную зону развертывания деятельности. Трудность состоит именно в том, чтобы как можно ближе подойти к этой зоне, используя все реальные возможности достижений, но тем не менее не войти в нее.

Рациональный смысл стратегии реализации смысловой установки сверхвысокой значимости состоит в том, что она помогает актуализировать неизвестные человеку и окружающим, но объективно имеющиеся функциональные и иные резервы. А. А. Бодал ев в своем психологическом анализе высших достижений выдающихся людей неоднократно обращается к подобным психологическим механизмам. Однако психологу в своей консультативной и психотерапевтической деятельности едва ли стоит советовать своим клиентам сознательно обращаться к такой стратегии (за исключением, возможно, особых случаев тщательной подготовки, когда гарантия успеха такой стратегии действительно высока).

Психологическая логика актуализации, развертывания и реализации высокозначимых и низкозначимых смысловых установок различна, а иногда и противоположна. Если высокозначимые установки представляют собой как бы уровень «предметов роскоши» и требуют, как правило, значительных и даже предельных функциональных, материальных и временных затрат, то низкозначимые установки повседневных потребностей обходятся (и должны обходиться) относительно дешево. Редукция значимости приводит и к редукции соответствующих затрат. То, что дорого обходится, должно быть высоко значимым — иначе оно не будет переживаться и реализовываться.

В нормальном и стабильном обществе, в стабильные периоды жизнедеятельности личности эти соотношения должны соблюдаться; нарушения воспринимаются как несправедливость общества и несправедливость судьбы. Не случайно возможные в принципе и возникающие время от времени инверсии соотношения уровня значимости и затрат представляют собой, как правило, очень трудные ситуации. Когда элементарно необходимое обходится дорого, а высокозначимое неожиданно начинает обходиться очень дешево — возникают по-разному трудные ситуации, требующие определенного периода эмоциональной и деятельностной адаптации. Последняя проявляется, в частности, в феномене «медных труб», испытания славой и благополучием, через которые не всякий человек проходит успешно.

Нужно подчеркнуть, что сложность структурного строения смысловой системы личности проявляется и во временном аспекте. Исследования, проведенные под руководством К.А. Абульхановой-Славской, Ж. Нюттена, а также под руководством автора (Е.С. Улитова, И.И. Лисица, А.Ю. Фридман), свидетельствуют о дифференцированном строении временного континуума личности, включающего текущие — и перспективные, актуальные, и потенциальные временные зоны, причем каждая из них выполняет свои необходимые функции. В пределах актуальной зоны реализуются именно те рутинные потребностные установки, о которых говорилось выше, в то время как перспективные установки выполняют функцию своеобразного смыслового резерва, смыслового потенциала, светлого огонька надежд и уверенности в будущем.

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Наука, 1993. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. М.: Институт психотерапии, 2002.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

Hosted by uCoz