Быкова Н.А., Кувшинова О.В. (Самара)

К вопросу об адекватности восприятия подростками смысложизненных ориентации старшего поколения

Первичным институтом социализации молодежи является семья. Механизм идентификации приводит к присвоению смысловых ориентации, характеризующих культуру данной социальной группы. Цель нашей работы изучить взаимосвязи смысложизненных ориентации родителей, образовательной среды и смысложизненных ориентации подростков. Наше исследование проводилось с марта по октябрь 2002 года. В эксперименте принимали участие три группы испытуемых. 1 группа — подростки в возрасте от 14 до 16 лет (30 человек), воспитанники военно-спортивного центра «30JI0C»; 2 группа — родители воспитанников военно-спортивного центра (46 человек, из них мам — 28, пап — 18); 3 группа — подростки в возрасте от 14 до 16 лет (30 человек), учащиеся ПЛ № 27 г. Самары. Испытуемым-подросткам были заданы вопросы об их целях в жизни, о том, какие, на их взгляд, основные цели в жизни у родителей, у друзей. Также были опрошены родители на предмет их жизненных целей.

Для сбора первичной информации применялся метод целевого опроса-интервью, частично раскрывающего бессознательные жизненные цели.

1 лист. Каковы мои жизненные цели? Главное в моей жизни?

2 лист. Как бы я хотел(а) провести ближайшие три года (идеаль
ные условия)?

3 лист. Если бы я узнал(а), что мне осталось жить шесть месяцев с
сегодняшнего дня, как бы я их прожил(а)?

4 лист. Выпишите три самые важные цели из тех, которые отмечали.
Выявленные цели затем группировались в 8 классов:

1) духовные цели, саморазвитие (Д);

2) ответственность за всю свою жизнь в целом и свои поступки (От);

3) цель, определение своего места в жизни, ее смысла (Ц);

4) семья, близкие люди, родственные души (С);

5) карьера, стремление к известности (К);

6) гедонистические цели (удовольствия как самое ценное в жиз
ни) (Уд);

7) «обычная жизнь» (Об);

8) деструктивные цели (Дес-Бесп).

Сравнение СЖО подростков и их представлений о СЖО родителей

методом хи-квадрат показало, что значимых различий между представлениями подростков о главных целях родителей и их собственными главными целями не существует, отличие лишь в том, что воспитанники центра имеют более широкий диапазон представлений о СЖО родителей, а также сами имеют больший спектр СЖО по сравнению с ориентациями учащихся лицея.

Кроме того, нами было проверено, существуют ли различия между представлениями о главных целях родителей и главными жизненными целями мальчиков и девочек. Были получены следующие результаты: 1) не существует значимых различий между представлениями о СЖО родителей и СЖО девочек; 2) не существует значимых различий между представлениями о главных целях в жизни отцов и главными целями мальчиков; 3) существуют значимые различия между представлениями о СЖО мам и СЖО мальчиков. Разница проявляется в соотношении в выборах ценностей семьи и поиска цели. У самих мальчиков поиск целей в жизни составляет 39%, ценности семьи — 33%, в представлениях о целях мам 66% — ценности семьи, 20% — поиск цели. Видимо, по мнению мальчиков, главным для женщины должна быть семья, а для мужчины важнее постановка перед собой и достижение различных целей, что обусловлено культурно-историческими традициями нашего общества. Хотим обратить внимание на еще одну выявленную нами особенность. При ответе на второй вопрос 46% воспитанников центра высказали озабоченность глобальными проблемами достижения мира на Земле, обеспечения «процветания» России, уничтожения наркотиков и тому подобным. Такие цели включили в свои ответы и 36% родителей, причем наличие ответов данного типа у ребенка и у его родителя совпадает лишь в 16% случаев. По-видимому, взрослея, люди теряют способность мыслить глобально, их интересы становятся более узконаправленными и касаются в первую очередь их самих.

Далее нами было рассмотрено, насколько представления детей о главных целях в жизни родителей совпадают со СЖО самих родителей. Сравнительный анализ результатов исследования с помощью критерия хи-квадрат не позволил выявить значимых различий между данными выборками, что дает возможность сделать вывод о том, что дети в целом имеют верное представление о СЖО своих родителей. Сравнение СЖО воспитанников центра и учащихся лицея показало, что значимых различий между выборками не обнаружено, следовательно, значительных различий в определении СЖО у подростков данного возраста не существует, независимо от того, где они обучаются в данный момент времени. В обеих группах в структуре СЖО ведущими являются поиск цели в жизни, ценности семьи и стремление к удовольствиям.

Рассмотрим выявленные незначительные различия между СЖО учащихся лицея и воспитанников центра. В результате ранжирования ответов на первый вопрос была выявлена следующая структура наиболее значимых целей в настоящем:

Профлицей Военно-спортивный центр

74% — различные цели; 53% — поиск цели;

13% — семья; 24% - семья;

8% — стремление к удовольствиям; 9% — стремление к удовольствиям;
3%—духовные цели, 7% — карьера;

ответственность и карьера 4% — духовные ценности;

2% — обычная жизнь и

деструктивные цели

Заметно, что структура СЖО воспитанников военно-спортивного центра более разнообразна, чем у лицеистов.

В состоянии фрустрации структура СЖО у подростков меняется:

Профлицей Военно-спортивный центр

41% — ответственность за свою 25% — ответственность;

жизнь; 21%—стремление

30% — стремление к удовольствиям;

к удовольствиям; 16% — семья;

13% — ценности семьи; 13% — бесполезные цели;

10% — бесполезные цели; 12% - место в жизни;

6% — место в жизни 7% — духовные ценности;

6% — обычная жизнь

Таким образом, можно предположить, что в критический период жизни на первое место в группах выйдут осознание ответственности за собственную жизнь, а затем стремления ко всевозможным удовольствиям; значимыми остаются ценности семьи. У воспитанников центра снова наблюдается некоторый процент духовных ценностей, отсутствующий у учащихся лицея.

Главные цели подростков при ответе на четвертый, итоговый вопрос в процентном соотношении распределились следующим образом:

Профлицей Военно-спортивный центр

52% — место в жизни; 43% — семья;

34% — семья; 32% — место в жизни;

6% — стремление 12% — стремления

к удовольствиям; к удовольствиям;

3% — ответственность; 7% — духовные ценности;

3% — карьера; 3% — ответственность;

2% — духовные ценности 3% — карьера

Заметна большая значимость семьи для воспитанников центра. Поиск цели в жизни, соответственно, уходит на второй план, тогда как у лицеистов имеет место обратная ситуация. Вероятно, это обусловлено наличием более близких взаимоотношений в семьях воспитанников центра, о чем косвенно свидетельствует тот факт, что воспитанники центра дали более подробные ответы на вопрос о главном в жизни их родителей, чем учащиеся лицея; в лицей же чаще попадают дети из трудных либо неполных семей.

Представления подростков о СЖО их мам выглядят таким образом:

Профлицей Военно-спортивный центр

68% — ценности семьи; 71% — ценности семьи;

25% — место в жизни; 16% — место в жизни;

7% — стремление к удовольствиям 5% — духовные ценности;

3% — стремление к удовольствиям;

3% — бесполезные цели

Представления подростков о СЖО своих отцов:

Профлицей Военно-спортивный центр

62% — ценности семьи; 46% — ценности семьи;

19% — место в жизни; 35% — место в жизни;

19% — стремление 8% — стремление к удовольствиям;

к удовольствиям 5% — ответственность;

3% — духовные ценности;

3% — деструктивные цели

То есть воспитанники центра имеют более широкие представления о СЖО своих родителей, так как, по-видимому, имеют с ними больше точек соприкосновения, больше общаются и, следовательно, лучше их знают.

Представления подростков о СЖО их друзей не имеют между собой существенных различий. По их мнению, они определяются в основном поисками цели и стремлением к удовольствиям. Однако здесь следует отметить, что смогли написать о главном в жизни своих друзей 73% воспитанников центра и лишь 53% учащихся лицея. Почти у половины из обследуемой группы учащихся лицея либо нет близких друзей, либо общение с друзьями носит довольно поверхностный характер, либо существует еще какая-то причина, объясняющая данный факт.

ВЫВОДЫ:

1. Представления о СЖО родителей и СЖО самих подростков не имеют между собой значимых различий.

2. Не существует значимых различий между СЖО девочек и их представлениями о СЖО их мам и отцов.

3. Не существует существенных различий между представлениями о СЖО отцов и СЖО мальчиков.

4. Между представлениями о СЖО мам и СЖО мальчиков существуют значимые различия, выраженные в постановке главной цели: у мам — семья, у мальчиков — поиск цели.

5. Не существует значимых различий между представлениями подростков о СЖО родителей и СЖО самих родителей, что говорит о наличии у детей верного представления о направленности их родителей.

6. Существуют значимые различия в определении главных целей собственной жизни у воспитанников центра и их мам, что скорее всего объясняется достаточно большим количеством мальчиков в выборке.

7. Не существует значимых различий между представлениями о СЖО родителей подростков (учащихся лицея и воспитанников военно-спортивного центра).

8. Ведущими СЖО у подростков являются место в жизни, ценность семьи и стремление к удовольствиям.

9. В критический период жизни на первое место у подростков выйдет, возможно, осознание ответственности за свою жизнь.

10. Представления о СЖО друзей у воспитанников центра и учащихся лицея практически совпадают: это место в жизни и стремление к удовольствиям.

11. Не существует значимых различий между СЖО подростков, обучающихся в различных учебных заведениях.

Результаты нашего исследования подтверждают, что к моменту осознания индивидом своей принадлежности к определенной социальной группе он уже разделяет заметную часть ее смысловых ориентации, входящих в «ценностное ядро» данной группы. В итоге можно отметить, что существует необходимость не только в создании условий для личностного развития учащихся, но и в проведении определенной работы в обществе, способствующей привлечению более пристального внимания к задачам и возможностям семьи в воспитании гражданина.

Hosted by uCoz