Ткаченко А.А. (Кировоград, Украина)

Понятие «дела жизни» и акме

При рассмотрении человека и цивилизации в зеркале акмеологичес-кой науки в контексте методологии исследования ее объекта и предмета, группа авторов во главе с АА.Бодалевым указывали на то, что объектом здесь являются сами достижения, а предметом — глобальный мысленный аналог объекта (Бодалев, Ганжин, Деркач, 2000, с. 94). Такой подход мы используем и в своей психологической практике, но в более предметной трактовке. Для адекватного отражения и удовлетворения психологических потребностей клиента со свойственными нашей культуре психологическими особенностями мы пришли к необходимости введения в психологическую практику понятия «дела жизни», которое разрабатывается как в практическом, так и в теоретическом плане. В общем понимании дело жизни рассматривается как предназначение человека, которое он должен реализовать в своей жизни. Это некая духовная субстанция, обусловливающая и обеспечивающая душевное развитие человека в определенном направлении. По сути, это реализация духовного развития человека и человечества. В нашем понимании дело жизни — это определяемое извне и не зависящее от воли и желания человека высшее его предназначение, выполнение которого объективизирует его духовную сущность.

Как показывает психологическая практика, дело жизни, подобно смыслу жизни, у каждого человека индивидуально и уникально. Оно является реализацией смысла жизни, требует высшего уровня развития способностей и возможностей, определяемого как «акме». «Дело жизни» может стать определяющим понятием в акмеологической науке, ее основным объектом; предметом же ее становится смысл жизни как основное содержательное наполнение дела жизни. «Дело жизни» рассматривается намикак понятие объекта акмеологической науки и обозначает уникальное предназначение человека как внешнюю духовную инстанцию. Только оно наполняет реальную жизнь человека. Если человек выполняет свое дело жизни, он живет и развивается как душевно-духовная субстанция, оставляет в жизни соответствующий «след». В противном случае человек существует лишь как биологическая субстанция, не оставляя при этом духовного «следа» в своем жизненном мире.

Можно обозначить следующие характерные признаки дела жизни.

Дело жизни определяет духовный жизненный мир человека и опредмечивает его в этом мире. В упрощенном виде жизненный мир человека можно рассматривать как состоящий из «делового» каркаса и «смыслового» наполнения, или, точнее, «деятельностно-смыслового» наполнения, реализуемого в психологической сфере человека.

«Дело жизни» и «смысл жизни» как психологические жизненные феномены являются разными жизненными субстанциями, но они также неразрывно связаны между собой. Дело жизни — это реализация смысла жизни и опредмечивание его в жизненном мире. Смысл жизни — это психологическое наполнение дела жизни, связывающее его с человеком.

Обретение смысловой интенциональности (отмечаемой В. Франклом) еще не означает появления деловой деятельности. Обретение смысла жизни еще не означает его адекватного воплощения в виде дела жизни. Опыт свидетельствует о том, что для этого необходима серьезная психологическая работа, направленная на так называемое «деложизненное» самоопределение. В нашей практике эта работа обозначается как «психологический анализ содеянного и дел». Здесь психологический анализ «содеянного» связан с обнаружением «дефектов» жизненного мира человека, имевших место в прошлом, а психологический анализ «дел» направлен на перспективу развития человека и его жизненного мира.

Используя аналогию с классификацией жизненных ценностей, предложенную В. Франклом (1990), можно выделить следующие градации дела жизни:

а) творческое дело жизни, характеризующее созидательный творческий продукт человека, при определенных условиях связанный с его наиболее продуктивной профессиональной деятельностью;

б) дело переживания (имеется в виду деятельностное понимание переживания, предложенное Ф.Е. Василюком (1984)). Представляет собой нечто вроде общей количественной характеристики «полезной массы» прожитой жизни, включая воспитание детей, семейную жизнь, общение ( в том числе и профессиональное);

в) неделание как невыполнение определенных дел, которые не направлены на созидание и развитие жизненного духовного мира человека, или невозможность выполнения каких-либо дел, направленных на это. В известной степени сюда можно отнести толстовское «непротивление».

Дело жизни может обнаруживаться между субъектом и миром:

а) в психологической плоскости, где происходит простая реализация смыслов в виде обычных дел;

б) в жизненной плоскости, где действие совершается ради существования, выживания человека, и первичной является предметная деятельность, также направленная на обычное дело;

в) в духовной плоскости, где реализуется независимая от человека духовная субстанция, стоящая над первыми двумя и скорее принадлежащая объективному миру. Здесь происходит непосредственное выполнение дела жизни как дела душевного совершенствования, духовного развития и служения Богу.

Как показывают наши исследования и наблюдения, в дело жизни человек «попадает» в состоянии психологического «ребенка», а выполняет его уже в состоянии взрослого, «зрелого» человека. В нашей психологической практике все это было связано с «попаданием» в «духовно-природную психотерапию». Так было названо явление, описанное в монографии автора (Ткаченко, 2001) и ставшее, по сути, толчком к дальнейшей психологической работе, которая сейчас потребовала определения понятия дела жизни.

Таким образом, понятие дела жизни в психологической практике выступает как важный смыслообразующий фактор внешней ориентации духовной активности человека в достижении своих профессиональных и нравственных вершин и, в конечном итоге, в его выживании.

Литература

Бодалев А.А., Ганжин В. Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. 2000. № 1. С. 89-108.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984.

Ткаченко А.А. Духовно-природная психотерапия (эсхатологический аспект). Личностная и профессиональная элитарность. Кировоград: КОД, 2001.

Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем.; Общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева; вступ. ст. Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.

Hosted by uCoz