Петрова Е.А. (Москва)

Имидж и судьба человека

В настоящее время в России наблюдается рост интереса к проблематике имиджа. Об этом свидетельствуют как вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук, так и появление первых кафедр и факультетов имиджелогии, рост научных и научно-популярных публикаций по проблемам имиджа и, наконец, увеличение количества практических имидж-центров и студий.

В России понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания и научного анализа в конце 80-годов XX столетия в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Массовый читатель получал информацию из этой области в основном благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились и первые отечественные разработки по имиджированию, посвященные различным аспектам управления имиджем (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Маня-кина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б.Г. Уши-ков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).

Что же такое имидж? Многие справочные издания раскрывают содержание данного понятия, трактуя имидж как «целенаправленно формируемый образ» (Современный словарь иностранных слов, с. 229); как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ» (Психологический словарь, 1990, с. 134); как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» {Benton, Woodword, 1985, p. 56); или как «мысленное представление чего-то ранее видимого... конкретного или абстрактного, сильно напоминающего... в представлении о другом» (The Random House Dictionary, p. 711). Ряд определений можно было бы продолжить. Очевидно, что категория «имидж» отличается от традиционного для психологии понятия «образ» как такового и относится к области социального познания. Являясь феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта.

Имидж — категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета), к торговой марке («Мерседес» — это не просто машина!), к предметам (имидж бриллианта), к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества).

Имиджелогия делает в России свои первые шаги. Важной задачей придания ей статуса научной дисциплины в рамках устоявшегося и принятого ВАКом научного направления занимается новая негосударственная научная академия — Академия Имиджелогии. Имиджелогия как новая научно-прикладная область знания, возникающая на стыке философии, психологии, социологии, культурологии, экономики, костюмологии и других дисциплин, может претендовать на звание научной дисциплины лишь при точном определении ее предметной области.

По нашему мнению, предметом имиджелогии должны стать изучение роли и функций имиджей в общественном бытии, их филогенетических и онтогенетических предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления, а также анализ взаимосвязей различных имиджей (людей, организаций, общественных и политических движений, материальных объектов, товаров, торговых марок, брэндов, услуг и т.п.). Развитие данной науки направлено на раскрытие общего, особенного и единичного в онтологии всех видов имиджей и не может быть сужено до представлений о ней как науке об имидже как «феномене массовой коммуникации» (Г.Г. Почепцов) или науки «о личном обаянии» (В.М. Шепель).

Остановимся подробнее на вопросе о роли и функциях персонального имиджа в жизни отдельного человека. Вопрос о связи имиджа и судьбы человека связан с функциями имиджа в его жизни. Очевидно, можно говорить о полифункциональности имиджа. Главными, по нашему мнению, являются следующие функции: 1) экзистенциональная (бытийная представленность субъекта в сознании других людей); 2) социокультурной отнесенности (идентификации с определенными категориями поля имиджей); 3) объективации характеристик носителя имиджа (физических и психических); 4) аттитюдно-формирующая; 5) отношенчески-детерминирующая.

Основной тезис: имидж влияет на судьбу человека как содержательно — через те социальные роли и позиции, уровня которых достигает человек, так и в темпокорректирующем плане — облегчая или затрудняя продвижения человека к достижению центральных смыслообразую-щих целей его жизни. Аргументируем данную точку зрения. Мы определили имидж как образ-представление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта. Применительно к человеку речь идет об интеграции его социальных, психологических и относящихся к внешнему облику характеристик. При этом имидж складывается как прямо, на основе тех отдельных впечатлений, которые человек производит на окружающих, наблюдающих за ним и вступающих с ним в общение и взаимодействие, так и косвенно, на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам. Собственно говоря, второй путь и позволяет, например, репутации человека формировать установки по отношению к нему задолго до влияния непосредственных впечатлений от общения с ним.

Имидж есть у каждого человека, и даже не один. Каким набором персональных имиджей обладает человек? Это обусловлено количеством тех социальных групп, в которых формируется впечатление о нем. Поэтому у члена семьи есть семейный имидж, у работающего человека — деловой и т.д. Кроме более или менее сложившихся в отдельных группах имиджей, каждый человек порождает массу имиджей ситуативного характера, которые формируются по всем законам феномена первого впечатления, блестяще раскрытых в работах А.А. Бодалева, его учеников и последователей. С другой стороны, персональные имиджи не существуют сами по себе лишь как образы-представления конкретного человека. В массовом сознании в каждый исторический момент времени существует открытое (это важно подчеркнуть) поле имиджей, различающихся как содержательно, так и мерой стереотипности входящих в них характеристик. Это поле включает подсистемы различных социально-групповых категорий, профессиональных, половых, возрастных и этнических групп имиджей.

Важными задачами научного изучения феноменологии имиджа становится раскрытие закономерностей формирования, функционирования и трансформации полей разных видов имиджей в индивидуальном и массовом сознании, выявление специфики «наполняемости» этих полей у представителей различных этносов и культур, отдельных групп. Психологические исследования должны раскрыть индивидуально- и социально-психологические условия, детерминанты и механизмы бытия имиджей, выявить психологические взаимосвязи различных видов имиджей между собой в групповом и массовом сознании, в менталитете определенной страны в целом в конкретных культурно-исторических условиях ее существования.

Отдельные имиджи в общем пространстве находятся в сложном семантическом соотношении, иерархизируясь по различным основаниям. В качестве интегральных факторов организации всего пространства полей имиджей, согласно развиваемой концепции, можно обозначить три, названные нами «статусность», «привлекательность» и «близость». Выделенные факторы универсальны и позволяют оценить все типы имиджей. Размещение конкретных категорий имиджей в пространстве факторов позволяет описать соотношение между ними. Нами предложен метод графической психосемантики, который является методом экспресс-диагностики отношения имиджей между собой как внутри базовой подгруппы, так и с другими подгруппами.

В пространство имиджей персональный имидж человека включается, идентифицируясь с существующими в отдельных подсистемах имиджами. Это отнесение в ситуациях прямого формирования имиджа вследствие наблюдения за человеком, общения и взаимодействия с ним на основе его семиотических проявлений в коммуникации. В случаях косвенного формирования имиджа его отнесенность задается терминологически. Имидж определяет отношение к человеку — как в ситуациях формирования первого впечатления, так и в дальнейшем. Задумаемся о степени глубины понимания человека человеком в повседневном общении. Основная часть контактов между людьми (не считая контактов с близкими и коллегами) строится на основе имиджа. А насколько имидж соответствует реальности? Степень этого соответствия в каждом случае своя. Вот и возникает проблема взаимопонимания.

Как внешние (габитарные), так и внутренние (психологические) характеристики проявляются в имидже по-разному. Это может быть прямое (стихийное или целенаправленно формируемое) раскрытие характеристик, — а может быть, их сознательное или непроизвольное искажение. Если говорить о целенаправленном управлении впечатлением — имиджировании, то цели при этом преследуются самые разные. Человек может быть заинтересован в раскрытии глубин своего внутреннего мира или стремиться к маскировке (сокрытию) сути, а может стараться создать себе рекламный по сути имидж, который не имеет к реальности никакого отношения. Соответственно можно говорить о разных тактиках имиджирования — самораскрытии, самомаскировке, самопрезентации образа «Я».

Человек, владеющий технологией имиджирования адекватно своим судьбоносным задачам, попадает в ситуацию более легкого прохождения определенных этапов построения траектории карьеры и судьбы в целом. Необходимый имидж — убедительный аргумент для принятия множества социальных решений. Например, при устройстве на работу персональный имидж, совпадающий со стереотипно требуемым, повышает шанс претендента получить рабочее место.

В.М. Шепелю принадлежит фраза: «Имидж — это не просто деньги, имидж — это большие деньги». Учитывая влияние имиджа на судьбу через механизм социальной установки, на формирование отношения к человеку на содержательном и темпокорректирующем уровне (облегчая или затрудняя продвижения человека к достижению центральных смыслообразующих целей его жизни), я думаю, правильнее сказать — «каков имидж — такова и судьба!».

Отсюда следует необходимость введения имиджелогии как компонента социального образования в систему подготовки специалистов широкого круга профессий сферы «человек—человек». Формирование имиджа, адекватного основной цели жизни, придающего смысл существованию конкретного человека, — одна из важных задач образования в целом и социально-психологического образования в частности.

Литература

Психологический словарь. М., 1990. Современный словарь иностранных слов. М., 1997.

Benton R.E., Woodword G.C. Political Communication in America. N.Y: Praeger, 1985.

The Random House Dictionary of English Language. N.Y., 1973. P. 711.

Hosted by uCoz